IP телефония для офиса выгодна в плане тарифов, особенно для частых междугородних и международных звонков. К тому же организация такой связи не требует сверления стен, прокладки дополнительного кабеля. Кроме того, такая телефония функциональнее обычной: можно и горячую линию подключить, и звонки записывать. Становятся доступными переадресация, ведение статистики. Рассказываем, как организовать ай пи телефонию с нуля.
Шаг №1: Составляем техзадание
В техническом задании стоит указать, как будет строиться телефония. Нужно прописать:
- Типы устройств, которые надо подключить. Тут следует решить, как вы будете принимать звонки: с мобильных устройств, с городских телефонов или надо закупить IP телефоны? Важно указать и количество техники.
- Количество линий. Стоит учитывать количество внешних линий — номеров для звонков партнерам и клиентам, которые вы получите у провайдера, а также внутренних линий — дополнительные номера для звонков внутри компании.
Важно! От того, сколько номеров вам надо подключить, зависит количество портов, которыми должен быть оснащен VoIP шлюз.
- Какая у вас будет IP АТС: физическая или виртуальная. Первый вариант подойдет, если вы будете сами администрировать сеть. Второй — если вы хотите, чтобы администрированием занимался провайдер.
- Бюджет. Тут все просто: надо записать, сколько вы готовы потратить на обслуживание, тарифы. На основе бюджета вы сможете потом выбрать провайдера.
Совет: если вы нередко общаетесь с удаленными сотрудниками или партнерами по видеосвязи, следует приобрести специальное оборудование для видеоконференций. Оно обеспечит чистый звук без заиканий и качественную картинку даже при низкой скорости интернета.
Это техническое задание нужно показать провайдеру или вашему IT-администратору в зависимости от того, кто будет обслуживать сеть.
Теперь перейдем собственно к созданию телефонии.
Шаг №2: Выбор провайдера и тест скорости
Чтобы выбрать провайдера и тариф, определитесь с коммуникационными задачами, которые вы хотите решать. Важно учесть и количество сотрудников, которые будут одновременно пользоваться ай пи телефонией. Также необходимо помнить о бюджете, о котором мы упоминали выше. Кроме того, имеет значение скорость, которую обеспечивает провайдер. Так, для ай пи телефонии скорость интернета должна превышать 64 Кбит/сек.
Шаг №3: Подбираем оборудование
В техзадании мы уже прописали, какое оборудование нам нужно. Однако здесь все должно быть подробнее. К примеру, если берете айпи телефоны, то лучше выбрать модели с поддержкой технологии PoE. Такие устройства не надо подключать к розеткам: по кабелю типа витая пара будет передаваться сигнал и обеспечиваться питание. Имеет значение и количество линий, которые поддерживает телефон. От этого зависит, сколько звонков можно осуществлять одновременно.
Опять же, если вы не хотите брать ай пи телефоны, а задействовать стандартные городские аппараты, то для организации айпи телефонии вам понадобятся IP шлюзы. Кроме того, если вы планируете задействовать смартфоны, тогда потребуется шлюз с GSM. К тому же надо закупить кабели, интернет-розетки, коммутаторы и роутеры.
Рекомендация: если через шлюз надо подключаться не только к самому телефону, а и к телефонной сети, тогда стоит купить VoIP адаптер.
Шаг №4: Настраиваем и подключаем телефонию
Тут все индивидуально, но обычно процесс выглядит следующим образом.
Так, если офисов несколько, например, главный и филиал, то в каждом из них ставят айпи АТС.
Если вы используете аналоговые телефоны и шлюз, то аппараты нужно подключить к FXS-портам шлюза с помощью кабелей с наконечниками RJ 11/12. Также необходимо настроить айпи шлюз в АТС. Для этого его следует подключить к лэптопу, настроить маршрутизацию и SIP-аккаунты.
Через лан-порт шлюз подключают к порту FXO, которым оснащена АТС, а также подключают к розетке. Затем на DHCP-сервере смотрят его IP-адрес и настраивают через веб-интерфейс: находят интегрированный SIP-прокси и настраивают в нем номера для каждого офиса. Обычно это короткие номера.
Примечание: если у вас GSM-шлюз, то таким же образом подключаются мобильные телефоны.
Дальше в мини-АТС нужно зарегистрировать айпи телефоны и провести SIP-регистрацию автоматической станции у провайдера IP-телефонии.
Теперь, по аналогии со шлюзами, следует настроить маршрутизацию на АТС. К примеру, если необходим выход на городскую сеть, тогда указывают префикс для такого выхода: как правило, через девятку. Если нужно проводить междугородние звонки, тогда настраивают выход и через аналоговую сеть, и через ай пи телефонию. Это нужно, чтобы не остаться без связи, если интернет пропадет. В настройках понадобится указать, что все звонки, которые проходят по коротким номерам, идут через IP телефонию.
Внимание! Если вы выбрали виртуальную АТС, то у вас нет нужды в сервере. В этом случае айпи телефония для бизнеса требует только наличия шлюза и роутера. Настройка будет доступна с компьютера через личный кабинет. Для этого не понадобятся услуги сисадмина: все просто и интуитивно понятно, а для уточнения можно обратиться в службу поддержки провайдера.
Отметим, что если вы выбрали еще и оборудование для видеоконференции, то сложностей в его настройке нет никаких. Обычно производитель или прилагает инструкцию, или (а чаще всего все вместе) создает интерфейс настроек, в котором можно легко разобраться.
Вот, пожалуй, и все, что нужно знать для организации IP-телефонии в офисе. Даем еще вот такую шпаргалку, которая поможет ничего не забыть.
Шпаргалка по созданию офисной IP телефонии:
- Подключаем интернет и проверяем скорость соединения. Находим провайдера для айпи телефонии с подходящими тарифами и услугами.
- Определяем бюджет с учетом количества сотрудников, задач телефонии.
- Выбираем оборудование: подбираем телефоны и шлюзы, определяемся с типом и функциональными возможностями АТС.
- Настраиваем и подключаем телефонию.